Надо как-то приучить себя делать заметки чаще.Слишком много мыслей успевает накопиться в голове,и от того посты выходят многотемными,расплывчатыми,сумбурными.В прочем,я в своих записях вполне ориентируюсь,а остальное,наверное,не столь важно.Итак,начнем по порядку.
Обычно я читаю очень быстро,на самую толстую книгу уходит не более двух недель,а тут я уже больше месяца не могу разделаться с историей Билли Миллигана.И я даже знаю причину.Эта книга есть отличное объяснение,прекрасная иллюстрация к тому,с чем я жил долгие и долгие годы.Все эти множественные личности...уже давным давно стоило называть их так,примириться с их существование и развивать наклонности каждой из них,отсеяв лишь нежелательные.Пришедшее ко мне не так давно чувство "слияния" в нечто целое практически точно совпало по времени с тем моментом,когда я взялся за чтение.Жизнеописание главного героя каждой новой своей страницей приносит мне успокоение,приносит понимание очень многих событий моей судьбы,объясняет для меня многие мои же поступки.Наверное,наблюдай меня сейчас психотерапевт,он отметил бы стремительное улучшение в моем состояние.Уже довольно давно я не чувствую себя расщепленным,разорванным,слишком уж многогранным.Раньше именно ощущение этой собственной многогранности повергало меня в отчаяние,заставляло казаться самому себе несуществующим и несущественным,поверхностным,не способным на целеполагание,на достижение тех самых целей,которым положено было быть.Теперь все иначе.И помогла мне в этом вовсе не книга о Билли Миллигане,все произошло само по себе,текст лишь пояснил то,что со мной происходило,позволил принять себя таким какой я есть,не находя в себе ничего ужасного и непоправимого в этом плане.Вперед вышло желание самосовершенствоваться, и кому какое дело,что направлений у этого совершенствования несколько.В конце концов я живое и очень сложное с точки зрения биологии существо,я не могу быть двухмерным.Возможно,я когда-нибудь еще продолжу эту тему,когда мысли сформулируются точнее и полнее,а пока достаточно и того,что я уже написал.Едем дальше.
А дальше по списку у нас мое самое недавнее размышление,пришедшее ко мне буквально вчера.Я думал о языке(языке как речи,спешу оговориться),о гуманитарных науках и о науках естественных и точных.С тех пор как я впервые переступил порог школы,мать стала изо дня в день твердить мне,что я де гуманитарий,а потому физически не способен разобраться в математике,физике и так далее.Моя дальнейшая жизнь показала,что это совсем не так,однако повинуясь этому вдолбленному убеждению я отправился получать именно гуманитарное высшее образование.И что же?Теперь я полагаю все это время потраченным в пустую,а ту профессию,которой меня стремились обучить - никчемной и не способной принести пользу ни мне,ни обществу.А самое главное мне стали по настоящему противны все славословия и словоблудия,которыми мне приходилось заниматься в стенах альма матер.Однако оставим в покое мою неудовлетворенность сделанным в сфере образования выбором,и вернемся к той идее,которую мне и хотелось бы озвучить.А идея заключается вот в чем: язык(как речь,оговорюсь снова)-есть нечто вроде интерфейса с коммуникативной и номинативной функциями.Внутри этого интерфейса происходят различные процессы ,связанные, в первую очередь, с изменением использующих его человеческих сообществ,с их взаимопроникновением или сепаратизмом. Однако помимо непосредственно самого языка,интерфейс,о котором мы говорили выше,имеет и другие,сопутствующие ему, дополнения,в виде гуманитарных наук различного калибра.Все они вместе стремятся пояснить каждому отдельно взятому индивиду законы того или иного общества,законы его собственной жизни в том виде ее протекания,который относится исключительно к сфере психической,социальной и политической.Если говорить проще,то ко всей той межличностной возне,что в основном и занимает человеческие умы.Я вовсе не хочу говорить,что все это не важно. Человек - животное социальное,а потому гуманитарные знания ему крайне необходимы для того,что бы удовлетворять свои потребности в общение и понимание того,что происходит с ему подобными существами рядом с ним.Однако сути мира или сути вещей все эти знания никак не касаются.Стоит человеческому разуму отвлечься от ярмарки тщеславия и задаться более глубинными вопросами об основах всего сущего,как перед ним открываются два пути: мистически-религиозный и научный.По моему личному мнению к первому варианту прибегает трусливое или ленивое сознание,жаждущее простого готового объяснения,которое ему предоставят незамедлительно.Где надо объяснение это разжуют,где надо напустят тумана для того,что бы было о чем поразмышлять на досуге,при этом не пересекая пугающих границ и особенно себя не утруждая. Второй же путь,путь научного познания мира - это в первую очередь путь труда,он тяжел и долог,но его плоды куда более осязаемы.Поддавшись искушениям мистики и религии,человеческий разум принимает в себя полученные ответы и,удовлетворенный,самодовольно возвращается обратно,на просторы действия простейшего понятийного аппарата гуманитарии,позволяющего в своем контексте устанавливать лишь самые банальные и очевидные связи между предметами и явлениями.Однако,вооруженный "высшим знанием" человек,искренне считает,что задаваться более сложными вопросами о бытии попросту грешно,и ему де,знать всего этого и не надо,главное следовать тем законам,которые ему так прекрасно пояснили в мануале.Выбравший же науку дерзает,но не в манифестации этой вот дерзновенности и одобрении ее суть того,о чем я сейчас пишу.Смысл же в том,что перешагнувший определенную границу разум замечает,что язык коммуникативного интерфейса слишком неточен,расплывчат,грешит множеством формулировок и трактовок,что,с одной стороны,дает определенную свободу самовыражения,но с другой уводит от знания в самом всеобъемлющем понимание этого слова.И потому нужен новый язык,универсальный,лишенный следов и наслоений бытующих в разных обществах обычаев,традиций и вербальных форм,язык доступный и понятный абсолютно всем дерзающим трудиться - и,пожалуй,такой язык есть математика,а вместе с ней физика,химия и множество других точных и естественных наук,пестрящих формулами.
Однако всем выше сказанным я не хочу умалять ценность и значимость искусства,и должен оговориться,что его я вовсе не отношу к пространству коммуникативно-номинативного интерфейса,так как искусство,на мой взгляд,есть труд познания мира и человека через чувственный опыт,апеллирующий ,однако,к неким единым культурным символам.(Естественно, та самая культура-есть большой сдерживатель для искусства конкретно и описания познания в целом,так как культурный код есть код конкретного сообщества людей,шифр тех самых наслоений традиций и форм,что лишают речь универсальности и ясности.)В прочем,мне хотелось бы пойти несколько дальше,и сказать,что под всеми культурными кодами лежат единые архетипы,роднящие все человечество,те самые единые для всех знаки,которые вовсе не есть следствие существования отдельно взятых частностей,а,наоборот,являются первопричиной их существования.Человечество же занято сбором паззла,а потому вынуждено из разрозненных частей складывать целое,двигаясь в противопотоке.Вот такая вот дичь.
Закончили,выдохнули,покурили и пошли дальше.Теперь же о моей жизни.Что ж,здесь будет сказано совсем немного.Просто в мою жизнь вновь и на этот раз окончательно ворвался Третий Рэйх.Ворвался и сам по себе,и благодаря Лучшему Другу,так негаданно подаренного мне судьбой.Что ж,и ей и ему я бесконечно благодарен за то,что наконец смог осознать и принять себя тем,кто я есть.
Билли Миллиган, язык и наука, и еще кое-что обо мне и моей жизни
bledniyslepoy
| вторник, 26 мая 2015